Почему он
Характеристики
Что входит в комплект
Что надо докупить
Сборка
Лётные испытания
Выводы
Введение
Вот и дошли руки до обещанного обзора по самолету Great Planes CAP 580 Matt Chapman FlatOuts 3D ARF 36"
Ну а теперь все по - порядку.
Почему он
Почему выбор пал именно на него:
- в запасе уже был самодельный беcколлекторный двигатель - 12 зубый статор, диаметром 25 мм и высотой 5 мм, 16 полюсной ротор, с магнитами 5*5*1 мм ( это все можно извлечь из старых СД-ромов). Вес моторчика вышел 40 грамм и он без проблем раскручивает винт 10*4,7 от GWS. При этом получается тяга в 700 грамм.
- регулятор для данного двигателя уже давно приобретен у Сергея Помогаева от Hi-Model HM-15 ( вес 17 грамм).
- в качестве ходовых приобретены литий – полимерные аккумуляторы типа 3S1P 1000мА с весом 77 грамм.
- Кроме того и самодельный приемник ИГВА уже давно был сделан (вес 18 грамм).
Характеристики
Все параметры самолета позволяют в спокойную погоду летать во дворе возле дома или использовать в спортзале.
Размах крыла 36 in (915 mm)
Площадь крыла 222 sq in (14.3 dm2)
Вес 7.5-9 oz (215-255 g)
Нагрузка на крыло 4.9-5.8 oz/sq ft (15-18 g/dm2)
Длина 30.5 in (770 mm)
Красивая сочная коробка, радующая глаз и интригующая, возбуждает желание тут же залезть вовнутрь.
Что входит в комплект
Воскресный день, все удалены с кухни и начинаю раскладываться на столе. Внутри коробки все пенопластовые элементы самолета со специальным покрытием вырезанные лазером, а также коллекторный мотор T-370 motor,с редуктором 5:1, пропеллер 10*3,5
Все детали аккуратно запакованы в целлофан и закреплены от перемещения скотчем. Углепластиковые трубки и тяги уже нарезаны по необходимым размерам, что не напрягает и не заставляет ничего придумывать при сборке модели. Все продумано и просчитано производителем.
Что надо докупить
Рекомендовано приобрести отдельно -4-х канальный микроприемник с 3-мя микросервами (10 грамм или легче), 10-ти амперный регулятор и полимерную батарею 3S емкостью 640 мА и зарядное устройство.
В инструкции имеются хорошие фотографии поэтапной сборки и изложен перечень необходимого инструмента и материалов.
С «Башни» пришел заказанный клей для пенопласта - 2 oz. Great Planes Foam Safe CA Medium (GPMR6070). Хотя хватило бы тюбика объемом в 1 унцию, да ещё осталось для сборки ещё трёх, а то и четырёх моделей.
В других пакетах все пластмассовые детали и фанерное крепление для БК мотора (производитель рекомендует использовать БК RIMFIRE и регулятор на 8 ампер).
Сопротивление
Ток холостого хода
Напряжение питания
kV (Обороты на вольт)
Max. Долговременный ток
Max. Кратковременный ток
235 milli-ohms
0.65A
7.2-12V
1000 rpm/volt
11A
15A
Вес мотора -42 грамма. Вес регулятора – 12 грамм.
Рекомендованный литий-полимерный аккумулятор –
Тип
Количество банок
Напряжение
( вольт )
Емкость
Вес унций ( грамм )
Размеры дюймы ( мм )
Разрядный ток
GPMP0805
3
11.1
640 mAh
1.90 (54)
2.48x.47x1.29 (63x12x33)
15C
Сборка
Изучив инструкцию, перехожу к вырезке деталей и сборке самолета. Сборка по инструкции не вызывает никаких проблем, и потому особо углубляться в процесс сборки не буду.
Единственное, что хотелось бы отметить, так это использование бумажного скотча для того, чтобы закреплять углепластиковые трубки к кромкам деталей при склейке. На фото это видно.
При установке машинок произошёл неожиданный казус:
Вместо рекомендованных производителем сервомашинок типа:
- Hitec HS-55;
- Hitec HS-50
- Futaba 3108M;
- Futaba S3103;
- Airtronics 94091.
в моем распоряжении были:
- GWS PICO+ F (6,5 грамм) - для хвостового оперения;
- GWS NARO+F HP (10 грамм) - для управления элеронами.
Качалки, входящие в комплект самолёта - не стандартные. И что самое печальное, рассчитаны на применение только тех машинок, которые рекомендованы производителем. Пришлось использовать в качестве уплотнителя для посадочного отверстия качалок тот же бумажный скотч, но проклееный. Это - конечно же неправильно, но :
Во-первых, машинок других всё-равно, нет.
А во-вторых, самолёт так просится в небо!
Для крепления БК мотора есть специально вырезанные накладки из того же материала что и сам самолет, с нанесенными рисунками. Приклеиваем их на носовую часть фюзеляжа, зашкуриваем посадочное место для фанерного крепления и приклеиваем его к уже усиленному носу. Для крепления коллекторного мотора с редуктором используется входящий в комплект деревянный брусок, надеваемый на проходящую через весь фюзеляж углепластиковую трубку. С накладками носовая часть фюзеляжа становиться в три раза толще, что позволяет без особых усилий приклеить фанерное крепление для мотора( в инструкции все изображено на фото).
Регулятор оборотов и приемник прикреплены на липучке, которая также есть в комплекте набора. На нее же рекомендовано крепить и аккумулятор к фюзеляжу.
Сразу бы хотелось отметить, что в определённые производителем - 255 грамм, вложиться мне не удалось.
Сказалась разница в весе аккумулятора, регулятора и приемника. Кроме того, использовались более длинные провода и другие разъемы питания. Это, как раз и увеличило вес самолёта до 290 грамм.
Лётные испытания
Для облёта модели была выбрана ровная площадка, недалеко от дома. Немного пугал лишний вес самолёта, но запас двигателя по мощности всё-таки вносил в процесс некоторую уверенность.
Ветер отсутствовал, что дало возможность назойливой мошкаре и комарам атаковать нас не хуже любого истребителя.
Сам я поднимать модель не решился и передал пульт опытному пилоту - Дмитрию Гончарову, имеющему богатый опыт пилотирования различных типов самолетов. Так как шасси рассчитано на меньший вес и с травы никак взлета не получится, то все пуски были с руки.
Самолет уверенно уходит в небо на пол-газа. При исполнении пилотажа выясняется, что модель крутит все, что только позволительно такому самолёту. И это несмотря на болЬшую нагрузку на крыло.
Кстати сказать, больший вес самолёта сказался на летных характеристиках самолета. Появилась тенденция сваливания модели на крыло при малых полётных скоростях. А это немного грустно, так как осложнит полёты в закрытом зале.
Проверив поведение модели с винтом, который был в комплекте от производителя - 10*3,5 , при двойных расходах, после триммирования, решили сменить винт.
После установки винта 10*4,7 от GWS летать стало намного веселее и приятнее.
Самолет висит на половине газа. Бочки крутит как «мельница». Сразу стало ясно, что модель не для новичков, да и желательно иметь цифровой передатчик с возможностью выставить экспоненты. На одном заряженном аккумуляторе мы отлетали порядка 15 минут с разными режимами и винтами.
Все остались довольны поведением модели и проделанной работой. Да и сам, полетав свои 5 минут, получил массу удовольствия.
Выводы
Плюсы.
1. Доступная цена.
2. Красивая сочная упаковка и сама модель.
3. Простота сборки и правильная инструкция с фотографиями.
4. Отличные летные качества при правильной сборке с учетом рекомендаций производителя.
5. Море удовольствия и отсутствие затрат на выезды в поле (любая небольшая площадка, стадион во дворе или спортзал).
Минусы.
1. Отсутствие клея.
2. Использование рулевых приводов ТОЛЬКО рекомендованных производителем.
3. Для транспортировки необходима коробка или свободное место в машине.
Хотелось бы выразить большую благодарность:
- Дмитрию Лавришко (магазин «Китайский летчик») - за предоставленную модель для обзора;
- Дмитрию Гончарову - за первый полёт самолета и критические замечания.
- Сергею Помагаеву - за предоставленную электронику.
- Дмитрию Старостину, Сергею Агафонову и Игорю Зотину - за помощь и критику при написании написании обзора .
Удачных всем взлетов и посадок.