Когда я начинал писать этот очерк то было желание описать как проходили одни из соревнований по радиоуправляемым моделям планеров украинского первенства. Это я еще успею сделать : ведь через месяц в Харькове будут проходить интересные соревнования которые будут заключительными в этом сезоне - «Независимый Кубок» 5 октября 2002 года.
Соревнования будут проводиться в трех классах: F5B (радио- управляемые электролеты), гоночные авиамодели с эл. мотором SPEED 400 и F3K (метательные радиоуправляемые планера).
И прежде чем начнется «последнее сражение» и на поле в Коротычах выйдут сильнейшие « металисты » и «электролетчики».
Хочу немного рассказать о самих моделях, в частности о метательных планерах, поскольку сам строю и запускаю эти модели вот уже 4 года и они мне близки по духу.
Популяризация этого класса планеров началась еще 25 лет назад. Соревнования, фестивали.
Изначально к моделям предъявлялись следующие требования:
- размах не более 1500 мм ;
- вес не более 500 гр;
- 2 servo;
- никаких приспособлений для запуска.
Конструкция модели на любой вкус - полет фантазии.
Как показывает практика и статистика – хорошо подготовленный спортсмен может забросить модель, весом в 360 грамм на высоту 17-18 метров. Что позволяет «захватить» край восходящего потока и осуществить полет на 3 минуты и более.
С появлением микро servo и микро приемников модели стали легче по весу, более изящными. Стремление сделать модель более совершенной выразилось в замену бальзовой конструкции на угле-кевларопластики. И что немало важно – увеличилось количество servo машинок. До 6 шт. на модели!
- 1 servo руль направления
- 2 servo элероны
- 1-2 servo закрылки
- 1 servo руль высоты
Все как на планере - парителе F3J – полная механизация!
Но наиболее распространенная схема – 4 servo:
- 1 servo руль направления
- 2 servo элевоны (элероны - закрылки)
- 1 servo руль высоты
И 1-я и 2-я схема требуют наличие в передатчике компьютера и возможность микширования каналов.
Следует отметить, что вес модели при этом составляет – не более 250 грамм !
Поначалу эти модели были отнесены к классу unlimited и по ним соревнования проводились отдельно. А с 2000г. международная федерация FAI определила их как сформировавшийся класс – F3K.
Требования к модели остались те же сняли только ограничение на количество servo машинок.
Вот, к примеру, как изменились летные качества модели при переходе от модели с 2 servo к 4 servo : еще 3 года тому назад продолжительность полета метательного планера при полном отсутствии термиков едва дотягивала до 58 сек. В настоящее время – 80 – 90 сек.
Днем, в термичную погоду, продолжительность полета может составлять 5-6 мин. и более.
Увеличение продолжительности полета увеличилась не только за счет качества модели – революционный шаг в метательных планерах сделал немецкий инженер Александр Зальценберг, он в корне изменил бросок модели – установив в законцовке левого крыла штырь и держась за крыло начал запускать модель делая 1,5 оборота вокруг своей оси.
Взлет сразу возрос с 17 м до 26 м ! (высота взлета зависит от ускорения с каким выпускается модель). А вместе с этим возросла возможность запустить модель в восходящий поток и увеличить продолжительность.
Следует отметить, что, для того чтобы запустить метательный планер на такую высоту и расчитывать на хороший результат кроме отрегулированной модели нужно работать над техникой броска. Ведь 2 - 3метра высоты - это прирост или потеря 10 – 15 сек. полета.
Вернемся к самим соревнованиям. Поскольку FAI еще не утвердила международные правила каждая национальная федерация имеет свои различия.
На Украине соревнования в классе F3K состоят из 5 различных упражнений :
- 30 сек. барьер ;
- последний полет в зачет ;
- 3 лучших полета из 6 ;
- 3 одновременных старта ;
- следующий полет + 15 сек .
Не буду углубляться в подробности правил хочу только отметить, что старт и посадка производится исключительно с ограниченной стартовой площадки.
Для желающих попробовать свои силы в классе метательных планеров F3K достаточно иметь для начала 2-х канальную аппаратуру и 2 мини servo и можно приступать к изготовлению модели.
А кто уже готов – милости просим на соревнования в Харьков на «Независимый Кубок».
Если кто то заинтересовался и хочет построить или приобрести все необходимое, в чертежах, компоновке и окончательной регулировке я могу посодействовать.