Винты
Кроме традиционных винтов с лицевой и крестовой головкой сегодня очень часто можно встретить на моделях новые для нас винты, которые нужно закручивать только специальными шестигранными отвертками.
Эти винты бывают обычные цилиндрические
Фото 1 |
и выполненные в виде специальных резьбовых штифтов,
Фото2.Резьбовые штифты с внутренним шестигранником |
но всех их отличает наличие в головке шестигранного углубления под отвертку. Эти винты носят название «инбусные», которое происходит от немецкого «Innensechskantschraube Bauer und Schaurte» -винт с внутренним шестигранником Bauer & Schaurte. В 1936 году немецкой фирмой Bauer & Schaurte, были запатентованы винты с головками такого типа и начато их массовое производство и распространение. Хотя впервые их применяли в США еще в 1911 году.
В моделизме применяют цилиндрические инбусные винты в основном с резьбой М 2, М2,5, М3, М4, М5. Эти винты обозначаются кодом международного стандарта DIN 912. В зависимости от размера резьбы винта изменяется размер внутреннего шестигранника в его головке, и соответственно нужна отвертка, которая подходит под такой винт.
В чем же преимущество таких винтов? Прежде всего, шестигранная форма полости в головке увеличивает площадь соприкасания отвертки и винта, что позволяет передавать большое усилие при заворачивании и демонтаже винтов. По сравнению с винтами, у которых крестообразное углубление, инбусные винты выдерживают крутящий момент в десять раз больший.
Наличие шестигранного углубления в головке позволяет также надевать винт на кончик отвертки,
Фото 3 |
что создает очень большое удобство и комфорт при работе. Инбусы можно сильно затягивать, не рискуя сорвать шлиц головки как на обычных винтах. Кроме того, существуют специальные отвертки с круглыми шестигранными головками, которые позволяют закручивать такие винты в труднодоступных местах под углом почти 30 градусов.
Фото 4. Отвертка с круглой шестигранной головкой, позволяет закручивать винты под углом |
Эти преимущества просто незаменимы при сборке сложных моделей. Лично я много лет занимаюсь моделями вертолетов (и не только) и в моем арсенале уже больше десятка лет занимают только инбусные винты.
Для фиксации шестерен на валу, крепления различных деталей, применяют резьбовые штифты
Фото 5. Винты -резьбовые штифты с различной формой торцевой части |
. По виду это винты без головок и в верхней части их, также, выполнено шестигранное углубление под отвертку (маркировка DIN 913). Эти винты просто незаменимы в некоторых узлах моделей, электромоторов и др. Больше всего в моделизме они распространены с резьбой М3 и М4, в большинстве случаев это очень твердые термообработанные изделия. Важно знать, что при работе с подобными винтами с резьбой М3 нужно быть осторожными при их закручивании и контролировать прилагаемые усилие, чтобы избежать «срезания» внутреннего шестигранника. Если, к примеру, винт трудно открутить из-за крепко застывшего «локтайта» его следует предварительно хорошо прогреть паяльником. Резьбовой штифт М3 с сорванным шестигранником извлечь уже будет почти не возможно.
Поэтому, для крепления, особенно шестерен на валу электромоторов, применяйте только качественные термообработанные винты. Для работы с такими мелкими инбусами необходимо пользоваться также хорошими отвертками.
Отвертки
При наличии инбусных винтов на модели теперь не обойтись одной-двумя отвертками. Их понадобится, возможно кроме традиционных шлицевой и крестовой, еще минимум четыре.
Основные размеры отверток (размер по ширине шестигранника) бывают 1,5мм- под цилиндрический винт М2 , 2,0мм- под цилиндрический винт М2,5, 2,5мм- под цилиндрический винт М3, 3,0мм- под цилиндрический винт М4. Под штифтовые винты М3 и М4 используют отвертки 1,5мм и 2,00мм соответственно.
Различные отвертки применяемые в моделизме |
Обычно эти четыре размера продаются в одном комплекте. Таких же размеров производят отвертки и с круглыми головками. Как правило, такими отвертками можно только закручивать винты до упора с небольшим усилием, а полностью затягивать или откручивать нужно обычной или Г-образной отверткой- ключом.
Рабочая часть обычной и круглой шестигранной отвертки |
Следует знать, что рабочая часть отверток может быть изготовлена из обычной прочной стали, а также и из специальной термообработанной твердой стали HSS со шлифованным шестигранным кончиком. Подобные прочные отвертки не изнашиваются и служат очень долго.
Кроме отверток обычного вида с ручкой бывают упрощенные Г-образные, в виде шестигранного прутка согнутого под 90 градусов. Такими отвертками часто комплектуют наборы для сборки моделей. Тем, кто занимается механическими моделями посоветую не экономить на подобном инструменте и один раз приобрести набор хороших отверток.
Гайки
Кроме традиционных гаек в моделизме променяют самоконтрящиеся стоп-гайки стандарта DIN 982. Такая гайка кроме резьбовой части имеет в своей конструкции небольшое удлинение, в котором завальцованно специальное пластиковое кольцо препятствующее ее самопроизвольному отворачиванию и не повреждающее резьбу винта.
Самофиксирующаяся стоп-гайка. В моделизме распространены гайки с резьбой М2, М2,5, М3, М4 |
Стоп-гайку можно откручивать и закручивать много раз без потери ее фиксирующих свойств. Наиболее распространены гайки с резьбой М3 и М4. На проффесиональных спортивных автомоделях можно встретить специальные легкие стоп-гайки изготовленные из алюминия.
Для крепления деталей в авиамоделях часто применяют закладные гайки в фиксирующими шипами.
Закладная гайка для деревянных деталей |
Это очень удобные элементы особенно для применения в труднодоступных местах, где нет возможности закрутить гайку с другой стороны. При постройке модели для установки такой гайки просверливается центрующее отверстие, и она врезается своими шипами в дерево, крепко держась на своем месте. Для предотвращения возможного выпадения ее рекомендуется закрепить клеем.
Применение в практике моделиста рассмотренных нами крепежных элементов намного упростит решения некоторых технических задач, увеличит надежность конструкции и доставит удовольствие в работе.
По материалам журнала «Моделiст»